От Театральной школы «Артист» я сходил на спектакль» Деревья умирают стоя»
«Деревья умирают стоя». Эта метафора неслучайно становится названием пьесы, поставленной в Театре на Малой бронной. Когда тяжело — держись и не показывай. Умей стойко принимать удары судьбы, даже если они тебя сражают. Таков лейтмотив.
Алехандро Касона продолжает традиции испанского национального театра, заложенные еще Лопе де Вега. В основе сюжета история пожилой семьи. Когда-то сеньор и сеньора Бальбоа взяли на воспитание родного внука, который остался без родителей. «Внучат любят больше детей», и во многом поэтому юный Маурисио выростает хулиганистым, рано уходит из дома, перебирается в Канаду и становится преступником. Зная об этом, сеньор Бальбоа пишет супруге письма от лица внука. В них он придумывает внуку биографию успешного адвоката и примерного семьянина.
Однажды глава семьи обращается в фирму «Ариэль». Сотрудники фирмы — профессиональные актёры. Они играют в театре и в то же время подрабатывают, делая людей счастливыми. Сеньор слёзно просит директора «Бюро счастья» сыграть уже взрослого внука, который должен вместе с молодой супругой навестить бабушку спустя 20 лет после разлуки. (Настоящий же внук должен был погибнуть в кораблекрушении по пути из Канады в Испанию.) Хорошая фактура и талант перевоплощения позволяют директору фирмы так хорошо сыграть Маурисио, что у бабушки развеиваются все сомнения, хотя поначалу она видит внешние несоответствия. Внезапно в дом является настоящий внук. Он чудом не попал на затонувший лайнер, остался жив и теперь претендует на наследство ценой в половину родного дома. Сеньор, встретивший внука, уговаривает его покинуть дом и не травмировать бабушку, но тот остается непреклонен. Маурисио на следующий день открывается бабушке, но мудрый супруг успевает первым рассказать сеньоре Бальбоа всю правду, и для неё визит и признание внука не становятся неожиданностью. Напротив, она до последнего надеялась, что он найдет в себе силы не раскрываться, уехать и не выпрашивать деньги. Сеньора, чувствуя скорую кончину, выгоняет Маурисио, отказывает ему в праве на наследство и решает подыгрывать вымышленному внуку с невесткой (якобы, она по-прежнему ничего не знает). Объяснение — простое: они подарили сеньоре лучшие моменты жизни.
Драматург ставит вопросы: бывает ли ложь во спасение? Как лучше жить: в плену собственных иллюзий или зная горькую правду? Зритель должен ответить сам, в то же время автор даёт понять: справедливость бывает серого цвета, порой даже многолетняя ложь со стороны родных способна продлить жизнь и сохранить здоровье. А что же способно его подорвать? Жестокость! Та, с которой настоящий внук преподносит всю правду, не щадя воспитавшую его бабушку. В этой жестокости не сила, а слабость. Именно жестокость и слабость не дают внуку уйти и забыть про наследство.
Касона даёт повод задуматься о том, как важно беречь тех, кто нас воспитал, и как важно мужчине обладать внутренней силой. Сцена диалога Маурисио и сеньоры Бальбоа показывает, что престарелая женщина оказывается сильнее здорового взрослого внука.
Хочется отметить игру народной артистки России Анны Антоненко-Лукониной. Актриса блестяще передает образ мудрой женщины в годах, сохранившей хорошие манеры, умение радоваться жизни, остроту ума и огромную силу характера. Она как дерево, которое уходит из жизни стоя, не давая себя свалить.
Вечер, проведенный за просмотром спектакля, не пройдёт даром. Петр Энтис, студент Театральной студии.