По приглашению театральной школы «Артист» я студент школы посетил спектакль «Перед заходом солнца».
Времена меняются, людские пороки остаются теми же. Историй предательства детьми престарелых родителей немало и по сей день, а потому пьеса Г. Гауптмана «Перед заходом солнца» на сцене Малого театра смотрится так современно.
Народному артисту России Борису Клюеву удалось воплотить очень сложный сценический образ. Маттиас Клаузен — успешный коммерсант, многодетный отец, созидатель и в то же время — человек, способный искренне полюбить. Актриса Ирина Леонова сумела точно передать образ его юной возлюбленной Инкен Петерс: скромной девушки, который нужен ОН, а не его состояние. Каждое их парное появление на сцене — череда эпизодов красивой любви: от первой встречи и предложения вместе поработать до финальной сцены на фоне заката.
Однако взрослые дети Маттиаса даже не задумываются о том, что их отец имеет право на счастье. Показательна сцена визита к Инкен старшей дочери главного героя Беттины. У неё не сложилась личная жизнь, она использует отца как суррогатного мужа и борется за него не как родная дочь, а как законная супруга, грубо называя Инкен шлюхой и угрожая ей. На чувства Маттиаса наплевать и другим его детям, хотя они нашли себе пару. Зять и невестка тоже вовлекаются в эту грязную игру, пытаясь признать отца умалишенным, хотя они и без того обласканы судьбой во многом благодаря отцу. Только младший сын Эгмонт против своих же братьев и сестер, однако он ничего не может сделать.
Режиссеру-постановщику Владимиру Бейлису удалось сделать очень важное. Он сумел оторвать спектакль от нравов и обычаев Германии начала 30-х годов, сделать его не привязанным к тому времени и понятным русскому зрителю, при этом не исказив основные замыслы автора. Они таковы: 1) даже самого сильного можно сломать, если этим так настойчиво заняты самые родные люди; 2) человек ценит только то, что нажил сам, желание же дать детям счастливую, безбедную жизнь может обернуться горем для любящих родителей.
Нас ярко и точно характеризует то, как мы отзываемся об отце и матери. Нужно идти в Малый хотя бы для того, чтобы задуматься о своём отношении к родителям. После просмотра спектакля ошибки папы и мамы кому-то перестанут казаться непоправимыми, а всё хорошее, что ими было сделано, вдруг вспомнится и отзовётся в сердцах благодарностью. Чрезвычайно важно — хотя бы не мешать их счастью.
PS. Еще одна причина сходить на спектакль — возможность насладиться прекрасной музыкой, хореографией и подчас неожиданными для академического театра декорациями. Особенно запомнилась сцена в Швейцарском баре, куда Маттиас уезжает вместе с Инкен.