Пьеса «Смерть Тарелкина» поставлена по мотивам одноименного произведения А. В. Сухово-Кобылина (1869 г.). Режиссером данной постановки является сам Игорь Михайлович Сиренко, основатель и художественный руководитель театра «Сопричастность», известный также по таким пьесам, как «Кровавая свадьба», «Вишневый Сад», «Король Лир» и др. Главные действующие роли исполняют: заслуженный артист РСФСР Владимир Фролов (действительный статский советник Варравин/капитан Полутатаринов), Алексей Булатов (Кандид Касторович Тарелкин/Сила Силич Копылов) и Александр Трубин (Иван Расплюев, надзиратель).
Пьеса является заключительной частью драматургической комедии в трех действиях, в которую также входят «Свадьба Кречинского» и «Дело». По сюжету в предыдущей части чиновник средней руки Кандид Тарелкин помогает своему начальнику Варравину получить крупную взятку, но тот отказывается хоть сколькими-нибудь деньгами поделиться с Тарелкиным.
По ходу действия мы переносимся во вторую половину 19 века и оказываемся в небольшой, в бедно обставленной квартирке Тарелкина, где последний размышляет о своей доле, о вечных кредиторах и готовится инсценировать собственную смерть, выдав себя при этом за умершего соседа Силу Силича Копылова. В этом ему помогает кухарка Мавруша (в необычайно живом исполнении Веры Лофицкой). На сцене большую часть первого действия стоит гроб, в который якобы помещено чучело и который набит гнилой рыбой для достоверного запаха разлагающегося тела. Гроб очень удачно привлекает внимание зрителя, выступая своеобразным символом грязи, глупости и тщетности бытия. На похороны Тарелкина приходит его начальник, Варравин, и другие сослуживцы, тоже чиновники. По сюжету им приходится скидываться на похороны Тарелкина, где удачно, на мой взгляд, применен прием аллегории в сцене с бумажниками, который повествует о том, что ушлые чинуши не в состоянии даже на похороны отдать свои деньги, а могут лишь взять (украсть) у любого другого. Под конец сцены сам Варравин, чиновник высокого ранга и оклада, не брезгует забрать себе часть собранных средств, ибо его натура не позволяет пройти мимо этих денег. Сам же он радуется смерти Тарелкина, так как тот больше не сможет его шантажировать на почве полученной ранее крупной взятки.
Особое место в моем восприятии спектакля занял Иван Расплюев в исполнении А. Трубина. Очень точно передана личность бравого, недалекого парня, мечтающего о званиях и наградах. Во втором действии раскрывается его натура и хорошо ложиться известная мудрость: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Джон Дальберг-Актон). Если в начале пьесы Расплюев вызывает у зрителя в основном смех и улыбку, несмотря на его чрезмерное пристрастия к еде и спиртному, то ко второму действию, опьяненный маячащим не за горами успехом и верой в свою правоту, он превращается в жестокого, даже страшного человека, лишённого всяких моральных норм и представлений о достоинстве и сострадании. Он начинает попросту выбивать из людей «правду», что окончательно отталкивает от него симпатию зрителей.
Стоит отметить, что в этой пьесе (как ни удивительно) совсем нет положительных героев. Каждый персонаж повяз в бюрократии, взяточничестве и глупости. Для каждого героя эта пьеса — череда пренеприятнейших событий, в которой каждый грязнет все больше.
Развязкой сюжета становится то, что Тарелкин, которого чуть не уморили в тюрьме за связь с нечистой силой, отдает бумаги, доказывающие служебные преступления Варравина, а тот велит ему скрыться с глаз долой. Тарелкин же, несмотря на пережитый ужас казематов, не намерен останавливаться в своих бесчинствах, потому как по-другому он жить просто не умеет.
В ходе постановки прекрасно раскрыты все сюжетные линии и персонажи, даже такие, как Ф. Попугайчиков, Брандохлыстова, Чванкин, доктор Крестьян Крестьянович и д.р. имеют свои неповторимые образы и характеры; они вносят должное разнообразие и юмор, не позволяют почувствовать затянутость сюжета. На мой взгляд, постановка данного произведения в театре «Сопричастность» вышла крайне удачной и интересной для зрителя, обладающей своими особенностями и поднимающей вечные, актуальные проблемы.