В России в 19 веке одним из самых популярных развлечений был домашний театр.
Даже если не принимать во внимание крепостные театры, которые были практически в каждом большом дворянском поместье — традиция устраивать именно семейные спектакли была одной из самых крепких.
А в Москве в начале века любительские театры имелись во многих дворянских домах. В особняке княгини Гагариной шли итальянские оперы, примадонной в которых была сама хозяйка дома; особенно блистательны, по отзывам современников, были домашние спектакли в имении Марфино графа Салтыкова. Представления шли не только в небольшом деревянном театре в саду, но и в большой фамильной зале. Кроме приглашенных артистов в спектаклях играли слуги, домашние и друзья семейств, взрослые и дети. Для самых увлеченных театром домочадцев приглашались французские педагоги по актерскому мастерству и сценической речи.
Но, разумеется, интерес к домашним спектаклям существовал не только в высшем обществе. Традиционные рождественские вертепы и просто сценки на классические сюжеты устраивались и в не самых богатых семьях. Главное — желание весело и творчески провести время с семьей и друзьями, немного фантазии и любви к искусству.
Подготовкой представления могут заниматься все члены семьи, а можно отвести кому-то роли в пьесе, а кому-то почетные роли зрителей. Театральное представление может быть совсем небольшим, даже один человек может поразить близких своими сценическими дарованиями — прекрасной актерской игрой или искусством речи. Для многих великих драматургов и актеров первой школой актерского мастерства стали именно семейные спектакли.