Толстая рука горожанина свесилась с балкона и пластично двигалась в лунном свете под звуки виолончели. Не известно: знала ли о руке полнотелая виолончелистка в зимних шапках, предававшаяся музыкальным мечтам под фонарным столбом, но очки ее поблескивали в зал с какой-то надеждой. Смутное чувство рождалось в душе – не то хотелось ее жалеть, не то позавидовать.
Перед нами двери, пространство куда входят и выходят люди, люди маленького провинциального городка. У каждого своя жизнь, свое желание, своя маленькая страсть и тайна. Они суетятся, живут. В их бесконечном движении уже не остается места для слов. Их выдуло режиссерским замыслом как тяжелые облака в ветреную погоду. «Ревизор» в пластике. Гоголевский сюжет без гоголевского языка. Фразы превратились в жесты, интонации в характер движений, атмосфера – в музыку. Сюжет перестал длиться, выстраиваться, он выплескивается на зрителя в движениях, гримасах, действиях. Внимание зрителя сместилось к деталям, к характеру образов.
Сложно назвать этот спектакль комедией. Несмотря на то, что все персонажи комичны, вычурны, в них есть что-то жалкое и лирическое, что-то отвратительное и трогательное одновременно. Хлестаков в спектакле был даже трагичен. Вначале казалось, что он стесняется всего этого общества, он всем им чужой и ему лишь приходится играть навязанную роль. Позже в нем проявилось что-то болезненное и резкое. Словно город заставил его ломать комедию и он лишь заложник всех этих обстоятельств. Его флирт с двумя дамами, казалось, не веселит проходимца, но вынуждает к бессмысленной и грубой игре. Бессмысленной…
И вот, момент разоблачения. Только в этот момент звучит настоящая речь . Становится, наконец, понятно –кто есть кто. Герои разочарованы обманов, а мы слышим злой смех Хлестакова.. Странный смех человека, который ни разу не улыбнулся.. . И вот.. финал… Город ждет нового ревизора, город, где нет фигур достойных сострадания, но есть жизнь, чуднАя как поющая толстая рука горожанина.
16 Фев